Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие преступной деятельностью

1.Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в занятие преступной деятельностью.

Подростки поддаются влиянию со стороны старших лиц из своего окружения, такое влияние может носить как положительный, так и отрицательный характер. Несовершеннолетний может стать орудием осуществления преступных планов взрослых, средством материального обогащения, приманкой для занимающихся попрошайничеством. В итоге он морально деградирует, ухудшается его психическое и физическое здоровье, нарушается нормальное духовно-нравственное развитие. Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления следует понимать действия совершеннолетнего лица, направленные на возбуждение у подростка желания совершить преступление или антиобщественные действия. Действия взрослого лица могут выражаться в форме обещаний, обмана, угрозы и иных действий. К иному способу вовлечения могут быть отнесены, в частности, предложение совершить преступление путем разжигания у несовершеннолетнего чувства мести и других низменных возбуждений, дача совета о месте и способе совершения преступных действий или сокрытия преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного, уговоры, лесть, подкуп, убеждение в безнаказанности. Кроме того, способом вовлечения может являться формирование чувства превосходства над окружающими, либо, напротив, подчеркивание умственной или физической неполноценности подростка по отношению к лицу, в отношении которого планируется совершение преступления. К уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления могут быть привлечены лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста и совершившие преступление умышленно. Законодателем разграничена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в занятие преступной деятельностью в зависимости от условий и конкретных обстоятельств совершенного деяния. Так, за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 150 УК РФ, предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы. То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч.2 ст. 150 УК РФ). За вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двух до семи лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового (ч. 3 ст. 150 УК РФ). Вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти, или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, повлечет наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового (ч. 4 ст. 150 УК РФ).

2.Налоговым законодательством на физических лиц возложена обязанность по уплате налога на их доходы (далее – НДФЛ), в том числе, полученных от продажи имущества, принадлежащего на праве собственности, за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению.

Освобождаются от налогообложения доходы, полученные физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества, а также долей в указанном имуществе, при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.

Такой срок составляет 3 года и 5 лет в зависимости от основания приобретения права собственности налогоплательщиком.

В случае, если право собственности на объект недвижимого имущества получено в порядке наследования или по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника либо в результате приватизации или передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением; а также в случае, если в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату государственной регистрации перехода права собственности к покупателю на проданный объект недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома (далее в настоящем подпункте — жилое помещение) или доли в праве собственности на жилое помещение не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) предельный срок владения таким объектом недвижимого имущества будет составлять 3 года.

Во всех остальных случаях предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет 5 лет.

При применении указанной нормы закона у налогоплательщиков возникают вопросы, связанные с обложением налогом доходы, полученные от продажи унаследованной доли в квартире, в случае, если указанной долей налогоплательщик владеет менее 3 лет.

В соответствии с гражданским законодательством право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имуществом в иных случаях, предусмотренных законом.

Исходя из изложенного, изменение состава собственников, в том числе переход имущества к одному из участников общей долевой собственности, не влечет для этого лица прекращения права собственности на указанное имущество.

В связи с этим, моментом возникновения права собственности у налогоплательщика является не дата повторного получения свидетельства о праве собственности на квартиру в связи с изменением состава собственников квартиры и размера их долей, а момент первоначальной государственной регистрации права собственности.

Таким образом, если квартира находилась в собственности налогоплательщика (независимо от изменения размера доли в праве собственности на указанную квартиру) более 3 лет (момент первоначальной государственной регистрации), доход от ее продажи не подлежит обложению НДФЛ.

3.Как вернуть квартплату, если управляющей компанией тариф повышен без согласования с жильцами?

С проблемой необоснованного увеличения управляющей компанией тарифов может столкнуться каждый собственник жилого помещения, тем более разобраться в многочисленных цифрах в квитанции не всегда просто. Причиной неправильного применения тарифов может быть как банальная ошибка, так и умышленного преступление.

Может ли управляющая компания самостоятельно увеличить тариф?

Управляющие организации не вправе самостоятельно в одностороннем порядке изменять способ определения платы за содержание жилого помещения, начислять плату в размере, превышающем определённый условиями договора управления многоквартирным домом.

Из чего складывается и отчего зависит плата за жилое помещение в многоквартирном доме?

В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Исходя из положений ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В каком порядке устанавливается и изменяется тариф за содержание жилого помещения в многоквартирном доме?

В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 — 48 ЖК РФ. Как правило, размер тарифа предлагается управляющей компанией, на собрании также утверждается список обязательных работ и их стоимость.

Как быть, если собственники жилых помещений не определили тариф?

Если собрание собственников не проводилось или величину платы не удалось установить по иным причинам, управляющая компания должна включить в договор положение о том, что стоимость услуг определяется в соответствии с законодательством. При этом размер тарифа определяется  органом местного самоуправления на соответствующей территории.

Как узнать действующие тарифы?

Сведения о размере утвержденных тарифов размещаются в открытом доступе в сети Интернет на сайте ГИС ЖКХ

Куда обратиться в случае необоснованного повышения тарифа?

В случае обнаружения необоснованного завышения тарифа целесообразно, в первую очередь, письменно обратиться в управляющую компанию с запросом о причинах увеличения платы.

При неполучении ответа из управляющей компании, несогласии с ее позицией, гражданин может обратиться в Службу жилищного надзора по Астраханской области (при неправильном применении тарифа, льгот), территориальное подразделение Роспотребнадзора (при отказе в перерасчете за не предоставленные либо некачественно предоставленные услуги). Срок проведения проверки и направления ответа по ее результатам составляет 30 дней.

Кроме того, гражданин вправе обратиться в прокуратуру по месту жительства с заявлением о проведении проверки. В случае установления факта нарушений прокуратурой будут приняты меры реагирования, вплоть до обращения в суд, при невозможности гражданина по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам предъявить иск.

При наличии оснований, например, фальсификации протоколов собрания собственников жилых помещений, мошенничестве — будет инициирован вопрос об уголовном преследовании виновных лиц.

При этом гражданин не лишен права самостоятельного обращения за защитой своих прав в суд, минуя надзорные органы.

4.Домашний арест, как мера пресечения в уголовном процессе!

Домашний арест — это мера пресечения, применяемая судом к обвиняемому или подозреваемому в преступлении. Она избирается на основании статьи 107 УК РФ. Прибегают к ней, если существуют причины, по которым более мягкую меру пресечения применить невозможно.

Домашний арест избирается на стадии предварительного следствия или суда в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, и является, наряду с заключением под стражу, одной из самых строгих мер пресечения.

При решении вопроса о необходимости избрания данной меры пресечения учитываются тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и иные обстоятельства.

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.

Данная мера пресечения заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого и фактических обстоятельств, при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может ему запретить и (или) ограничить:

— выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает;

— общение с определенными лицами;

— отправку и получение почтово-телеграфных отправлений;

— использование средств связи и сети «Интернет».

Ограничения могут быть изменены судом по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, его защитника, законного представителя, а также следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело.

Подозреваемый или обвиняемый не могут быть ограничены в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем либо следователем. О каждом таком звонке подозреваемый или обвиняемый обязаны информировать контролирующий орган.

В решении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста указываются условия исполнения этой меры пресечения (место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, время, в течение которого подозреваемому или обвиняемому разрешено находиться вне места исполнения меры пресечения, запреты и (или) ограничения, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, места, которые ему разрешено посещать).

Домашний арест избирается на срок до 2 месяцев, который исчисляется с момента вынесения судом решения.

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда.

В срок домашнего ареста засчитывается время содержания под стражей. Совокупный срок домашнего ареста и содержания под стражей независимо от того, в какой последовательности данные меры пресечения применялись, не должен превышать предельный срок содержания под стражей, установленный статьей 109 УПК РФ.

В целях осуществления контроля за лицом, в отношении которого избран домашний арест могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством РФ.

Если по медицинским показаниям подозреваемый или обвиняемый был доставлен в учреждение здравоохранения и госпитализирован, то до разрешения судом вопроса об изменении либо отмене меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого продолжают действовать установленные судом запреты и (или) ограничения. Местом исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста считается территория соответствующего учреждения здравоохранения.

В орган дознания или орган предварительного следствия, а также в суд подозреваемый или обвиняемый доставляется транспортным средством контролирующего органа.

Встречи подозреваемого или обвиняемого, находящихся под домашним арестом в условиях полной изоляции от общества, с защитником либо законным представителем проходят в месте исполнения этой меры пресечения.

В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым условий исполнения этой меры пресечения следователь, дознаватель вправе ходатайствовать перед судом об ее изменении.

5.Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработан порядок сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 09.08.2023 № 652н «Об утверждении порядка организации сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов»утверждены правила организации, распространяющиеся на граждан с ограниченными возможностями (инвалидов I и II групп трудоспособного возраста), не занятых в соответствии с действующим правовым регулированием Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися ограничениями к способности осуществления трудовой деятельности и деятельности несложных (простых) видов исключительно с помощью других лиц.

Так, сопровождаемая трудовая деятельность направлена на социальную адаптацию и вовлеченность инвалидов в жизнь общества, осуществляется на весь ее периодприусловиисогласияинвалида и реализуется по месту его работы.

Для осуществления сопровождаемой трудовой деятельности могут быть использованы два варианта рабочих мест: которые работодатели предлагают на открытом рынке труда, и которые создаются специально для инвалидов. Последние могут быть размещены на специализированных предприятиях или в организациях, которые занимаются социальной занятостью инвалидов.

Вместе с тем в целях наиболее эффективного выполнения мероприятий по оказании помощи инвалидам работодателям предоставляется возможность привлекать наставников из числа работников или из соответствующих общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений.

Предусмотрено, в частности, оказание необходимых услуг и предоставление мероприятий при организации сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов:

— предоставление инвалидам возможности выбора своей профессиональной сферы и содействие в трудоустройстве;

— предоставление инвалиду наставника с целью оказания индивидуальной поддержки в освоении и выполнении трудовых функций, включая взаимодействие с работодателем и трудовым коллективом;

— гарантия доступности производственных и непроизводственных помещений для индивида с ограниченными возможностями, с учетом их специфических функциональных нарушений и ограничений на повседневную жизнедеятельность.

6.Федеральным законом от 03.04.2023 № 102-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в ранее действующий порядок направления осужденных на принудительные работы, находящихся под стражей к моменту вступления приговора в законную силу.

С 01.10.2023 признана утратившей силу ч.3 ст.60.2 УИК РФ, которой предусматривалось направление осужденных к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (под конвоем) и освобождение этих лиц из-под стражи по прибытию в исправительный центр.

Согласно изменениям в настоящее время осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, должны быть освобождены из-под стражи и следовать к месту отбывания наказания в виде принудительных работ – в исправительный центр, самостоятельно.

Кроме того, новой редакцией ст.60.2 УИК РФ предусмотрено, что лица, осужденные к принудительным работам, осужденные, в отношении которых принято решение о переводе в другой исправительный центр по основаниям, предусмотренным ч.5ст.60.1 УИК РФ (за исключением осужденных, в отношении которых принято решение о переводе по основанию, предусмотренному ч.6 ст.60.1 УИК РФ), а также осужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно.

Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ, производятся в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Осужденные, в отношении которых принято решение о переводе по основанию, предусмотренному ч.6 ст.60.1 УИК РФ, следуют к месту дальнейшего отбывания наказания за счет собственных денежных средств самостоятельно.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения непосредственно либо через учреждение, исполняющее наказание, не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда или решения федерального органа уголовно-исполнительной системы о переводе осужденного из одного исправительного центра в другой в соответствии с чч.5 и 6 ст.60.1 УИК РФ вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания.

В предписании с учетом необходимого для проезда времени указывается срок, в течение которого осужденный должен прибыть в исправительный центр.

Порядок направления осужденных к месту отбывания принудительных работ определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания, указанного в ч.2 ст.60.2 УИК РФ(в том числе в случае неявки за получением предписания), или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

После задержания осужденного к принудительным работам суд в соответствии со статьей 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене принудительных работ лишением свободы.

7.Ужесточены требования к подрядным организациям, привлекаемым к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2023 №1690 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации.

Ужесточены требования к подрядным организациям, привлекаемым для осуществления капитального ремонта многоквартирных домов.

Так, в п.23 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Положение) добавлен пп.«с».

Согласно пп.«с» п.23 Положения установлено новое требование – отсутствие в отношении участника предварительного отбора решения об исключении подрядной организации из реестра квалифицированных подрядных организаций в случае установления одного из фактов, указанных в подпунктах «з» — «к» п.66 настоящего Положения, в течение года до даты рассмотрения заявок на участие в предварительном отборе комиссией по проведению предварительного отбора.

К таким фактам отнесены, в частности, выявления недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных участником предварительного отбора, включенного в реестр квалифицированных подрядных организаций.

Кроме того, п.157 дополнен пп. «е» следующего содержания: заявка на участие в электронном аукционе не допускается комиссией по осуществлению закупок к участию в электронном аукционе в случае применение в отношении подрядной организации саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия в виде приостановления права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.

8.Погашение и снятие судимости

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Если новое преступление совершено в период непогашенной судимости, то виновный несет более строгое наказание, в его действиях может быть усмотрен рецидив преступлений, для отбывания наказания в виде лишения свободы ему может быть определена исправительная колония с более строгим режимом.

Однако погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Поэтому при совершении нового преступления после погашения или снятия судимости лицо будет считаться впервые совершившим преступление (не имеющим судимости).

В соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость погашается по истечении определенных сроков, предусмотренных законом.

Так, судимость погашается в отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;

— в отношении лиц, осужденным к таким видам наказания, как штраф, обязательные или исправительные работы, ограничение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

— в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после отбытия наказания;

— в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания;

— в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, — по истечении десяти лет после отбытия наказания.

Следует отметить, что для лиц, совершивших преступления до достижения возраста 18 лет, указанные сроки погашения судимости значительно сокращены.

Законом предусмотрено снятие судимости до истечения срока ее погашения.

Это может сделать суд по ходатайству осужденного. При этом ему нужно доказать, что после отбытия наказания он вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением.

Кроме того, судимость может быть досрочно снята на основании акта об амнистии, принимаемого Государственной Думой РФ, или в порядке помилования Президентом РФ.

9.Согласно положениям Жилищного кодекса Российской Федерации существует 3 способа управления многоквартирным домом:

— с помощью управляющей организации;

— через ТСЖ, ЖСК;

— непосредственное управление.

Непосредственное управление – один из способов управления (как правило, выбирается в небольших домах), при котором все функции по управлению многоквартирным домом осуществляются непосредственно собственниками.

Как правило, собственники выбирают данную форму управления с целью экономии денежных средств на содержании и ремонте общего имущества.

Однако в таком случае для проведения работ по содержанию общего имущества собственникам необходимо самостоятельно принимать решения на общем собрании. Жильцы самостоятельно должны следить за состоянием общего имущества, проводить текущий и капитальный ремонт, для чего заключать договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Устранение аварий и нарушений при содержании общего имущества также осуществляется собственниками самостоятельно и за свой счет.

Жители должны помнить о том, что при непосредственном способе управления многоквартирным домом в соответствии с законодательством Российской Федерации именно собственники несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества, в том числе административную.

Таким образом, собственники многоквартирных домов обязаны ответственно подходить к выбору способа управления многоквартирным домом.

10.Порядок рассмотрения органами местного самоуправления обращений граждан по вопросам теплоснабжения предусмотрен Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808.

Так, для оперативного рассмотрения обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в органах местного самоуправления назначаются должностные лица, осуществляющие ежедневное, а в течение отопительного периода — круглосуточное принятие и рассмотрение обращений потребителей.

Обращения юридических лиц принимаются к рассмотрению при наличии заключенного договора теплоснабжения, обращения потребителей-граждан принимаются к рассмотрению независимо от наличия заключенного в письменной форме договора теплоснабжения.

Обращения потребителей могут подаваться в письменной форме, а в течение отопительного периода — в устной форме, в том числе по телефону.

Ответ на обращение потребителя должен быть представлен в течение 5 рабочих дней (в течение 24 часов — в отопительный период) с даты его поступления. Дата и время отправки должны быть отмечены в журнале регистрации жалоб (обращений).

Должностное лицо органа местного самоуправления в течение 3 дней (в течение 6 часов — в отопительный период) обязано при подтверждении фактов, изложенных в обращениях потребителей, вынести теплоснабжающей организации и (или) теплосетевой организации предписание о немедленном устранении причин ухудшения параметров теплоснабжения с указанием сроков проведения этих мероприятий. Кроме того, должностное лицо органа местного самоуправления обязано проконтролировать исполнение предписания теплоснабжающей организацией и (или) теплосетевой организацией.